Бортникова Светлана Ивановна, воспитатель

консультации для родителей

 РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.

Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача - помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка.

Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать внимание на другие важные особенности предметов, например на их назначение. Если это вызовет у малыша затруднение, помогите ему.

Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком взятой на себя роли. Другие игры направлены на тренировку зрительной памяти. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлетнего малыша наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих раскрытия строения предметов и их взаимного пространственного расположения. Следующая группа игр ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирование его воображения. 

Малыш будет стремиться замечать одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игры-задания помогут научить ребёнка выделять количественные отношения между предметами.

Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.

Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными.

Малышу ещё очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда ребёнок видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:

Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы к него не пропал интерес к ним.

Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую - и вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.

Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.

Так играйте же вместе с малышом!

По дороге в детский сад!

Уважаемые родители! Обычно вы заняты своими делами, у вас много хлопот, вы всегда испытываете нехватку времени. И все- таки… несмотря на свои заботы, вечную спешку, помните о тех, кому нужна ваша помощь, совет, ваша опека- о детях. Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить дорожную ситуацию и распознать опасность. Сделайте все необходимое, чтобы в вашу семью не пришла беда. Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными!

Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах детей сами нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят, или как делают? Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.

Как же научить ребенка безопасному поведению на дороге? Разберите вместе с ним типичные опасные дорожные ситуации, объясните, почему в первый момент ему показалось, что ситуация безопасная, в чем он ошибся, но помните -одних объяснений совершенно недостаточно! Во время каждой прогулки с детьми учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, безошибочно действовать в различных обстоятельствах. Важно, чтобы родители были примером для своих детей в соблюдении правил дорожного движения.

- Переходя дорогу, держите ребёнка за руку.

- Не перебегайте дорогу, идите спокойно.-Не разговаривайте когда выходите на проезжую часть, это отвлекает ребёнка. 

-Переходите дорогу только на зелёный цвет светофора.

-«Пешеходный переход»- место для перехода проезжей части, объясните это ребёнку.

-Из пассажирского транспорта выходите первыми.

-В городе без взрослых на дорогу выходить опасно, потому, что может сбитьмашина.

-Дети должны играть только на детских площадках, но не на проезжей части.

-Объяснитедетям, что в городе можно ходить только по тротуару. По нему ходят спокойнымшагом, придерживаются правой стороны тротуара.

-Воспитывайтеу ребенка умение быть бдительным на улице.        

Так,оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку приостановиться, внимательноосмотреться, не приближается ли машина. Объясните ему, какая опасность можетожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта напроезжую часть.

Дети должны запомнитьправила дорожного движения и следовать им.


 ИСТОКИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ

Агрессивноеповедение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольноговозраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам иправилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения,приносящее физический и моральный ущерб людям или психологический дискомфорт.

Злой,агрессивный ребёнок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угрозаблагополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастноесущество, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детскаяагрессивность - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекснегативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Агрессивныйребенок всегда готов пустить в ход кулаки или злословие. Он как будто все времяили нападает, или активно обороняется. Он похож на «сжатую пружину»: даже есликажется спокойным, через минуту все может оказаться совершенно по-другому.

Такойребенок не только физически агрессивен к сверстникам. Он может проявитьагрессию, выплеснув ее на вещи, принадлежащие другим. Как правило, такие детине сдержанны в речи: обзываются, грубят, хамят.

Агрессиюиногда проявляют все дети. Как минимум – обороняются, размахивая кулачками илиобзываясь в ответ. Могут и напасть, когда обидчик покусился на то, что очень иочень важно: порвал рисунок, сделанный для мамы, сломал любимую игрушку, сказалгадость про брата. Даже самый миролюбивый способен иногда полезть в драку! Ноключевое слово здесь «иногда». Если агрессивные действия становятся частыми ииз-за них начинают страдать другие дети, вполне возможно, речь уже идет о том,что агрессивность становится чертой личности!

У детей, склонных кагрессии, отмечается одно интересное свойство самооценки: наблюдаетсязначительное расхождение между тем, как ребенок оценивает себя сам (высоко, итем, какую оценку он ожидает от сверстников (гораздо более низкую). По меретого как формируется опыт общения ребенка, все более и более негативный, этапропасть увеличивается. Именно в общении со сверстниками агрессивность ребенкапроявляется в полной  мере! Вспышкиярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когдажелания ребёнка по какой-то причине не выполняются. Препятствием к выполнениюжелания обычно служит запрет или ограничение со стороны взрослого, а такжесоперничество между детьми. Только малая часть желаний может быть осуществленабез неприятных последствий для самого ребёнка и для взрослого. Во всехостальных случаях прихоти ребёнка ограничены и появляется реальная возможностьконфликта.

Каксебя вести в такой ситуации?

Попробуйтеперевести активность ребёнка в другое русло. Предложите ему какую-либо игру,отвлеките от предмета желания. Учитывая неустойчивость детского внимания, этодовольно просто. Если такой подход не срабатывает и конфликт повторяется сноваи снова, следует разбирать его более глубоко. Корни этого явления следуетискать в индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Большое значение дляпроявления агрессии в дошкольном возрасте имеет популярность ребёнка в средесверстников. Не имея адекватных средств общения, ребёнок кулаками стремитсязанять лидерское положение, отнять игрушку, занять более удобное место.

Дляэтого имеют значение: развитие речи, интеллектуальное развитие, физическоеразвитие, ловкость в определённых видах деятельности. Но доминирующим будет то,насколько ребёнок овладел навыками игры, как он умеет делиться игрушками,придумать сюжет, организовать игру, распределить роли. Самая интересная причинав том, что драка для здоровых детей - форма развлечения. Таким образом,агрессивность может быть средством переживаний, связанных с обидой, ущемлённымсамолюбием. Внимание и терпение со стороны взрослого - обязательное условиеуспеха.

-Запрет и повышение голоса - неэффективные способы преодоления агрессии.

-Не бить за драку! Пример заразителен.

-Не внушать ребёнку, что он плохой. Внушение только позитивное.

-Помогите договориться им так, чтобы обе стороны остались довольны.

-Научите ребёнка присоединяться к играющей компании.

-Научите детей меняться играми и ролями.

-Приучите детей к вежливому обращению друг к другу.

-Поощрение должно быть равным или большим, чем порицание.

-Научите жалеть другого и просить прощения. Факторы,влияющие на агрессивное поведение: стиль воспитания в семье (гипер- игипоопека, нестабильная социально-экономическая обстановка, врожденнаясклонность (враждебность, аверсивные (ситуативные) случаи (боль, жара, теснота,возбуждение, массовая культура и демонстрация сцен насилия, индивидуальныеособенности человека (темперамент, социально-культурный статус семьи,длительные или частые фрустрации (стрессы, источником которых являютсяродители, постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражаетребенок, проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущениябеззащитности, опасности, влияние группы, агрессивные игры.

«Семейные»причины:неприятие детей родителями, разрушение эмоциональных связей в семье,безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к личностиребенка, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостатоквнимания родителей, запрет на физическую активность.

Ситуативныепричины: плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияниешума, вибрации, тесноты, температура воздуха.

Социально-биологическиепричины: мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки, агрессивноеповедение детей, вызванное расовыми предрассудками или расовой неприязнью,агрессивные реакции детей обусловлены установками и системой ценностей значимыхдля них взрослых, детям свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». Этоприводит к откровенной агрессии против «чужаков».

Еслиродители сегодня говорят детям одно, завтра другое, негативно отзываются обучителях, воспитателях, группе в целом, навязывают свои противоречивыевысказывания ребенку, то, это безусловно, способствует растерянности,раздражительности, озлоблению, и против родителей, и против педагогов,сверстников и других людей.

Критерииагрессивности ребенка: часто теряет контроль над собой, часто спорит, ругаетсясо взрослыми, часто отказывается выполнять правила, часто специально раздражаетлюдей, часто завистлив, мстителен, часто винит других в своих ошибках, частосердится и отказывается сделать что-либо, чувствителен, очень быстро реагируетна различные действия окружающих, которые нередко раздражают его. 

 Помните:малыши легко ссорятся, быстро мирятся и забывают обиду. Задача взрослогововремя скорректировать разгорающийся конфликт, не допустить драки. Смотрите наиндивидуальные особенности своего ребёнка, постоянно общайтесь с ним. Ваш кроха- самый лучший и замечательный, но критический подход к ребёнку - обязателен.Иначе этот «бумеранг» в будущем заденет и вас. 

Развитие навыков безопасного общения с незнакомцами.

Задача взрослых состоит втом, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а поройопасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенкаправильному поведению в чрезвычайной ситуации. Все чаще подросший ребенок будетгулять во дворе без мамы, но прежде чем предоставить ребенку самостоятельность,необходимо обеспечить его безопасность.

Вотнекоторые советы и рекомендации, которые на наш взгляд могут помочьродителям в их «семейном курсе» обучения детей навыкам безопасного поведения вобществе.

1.     Нужно учитывать возраст ребенка и егоособенности. Пока малыш делает первые шаги, никакимправилам безопасного поведения его не научишь. Его жизнь полностью в рукахродителей - дети должны находиться под их присмотром, быть постоянно на виду.Когда ребенку 3-4 года он должен понимать разницу между хорошими и плохимиприкосновениями, должен уметь оценивать незнакомца, должен просить разрешения умамы принять от кого-либо конфету. В этом возрасте или чуть старше ребенокдолжен знать имя, фамилию и адрес.

Добивайтесь, чтобы детидоверяли вам. Доверие-это крайне важно. Как бы выне были заняты-не отмахивайтесь от ребенка, если он хочет чем-то с вамиподелиться. Ребенок имеет право быть выслушанным.

Не запугивайте! Рассказываястрашные истории –это иногда приводит к обратному результату. Ваш малыш вопасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушаемый страхпарализует его и он не будет в состоянии самостоятельно что-либо предпринять.Если вы хотите привести ребенку какой-то пример опасной ситуации, ее нужновыразить в словах, которые не травмировали бы маленького человечка, особенноесли у него особо развито воображение.

Занимайтесь с детьмисистематически. Такая работа на много лет.Одной-двумя беседами ничего не достигнешь. Будьте терпеливы. Каждый навыкбезопасного поведения отрабатывается постепенно.

Если вам стало известно,что ребенок поступил правильно в затруднительной ситуации –обязательнопохвалите его. Это поможет ему быть уверенным в дальнейшем.

Используйте различныеформы обучения. Для самых маленьких - игры с куклами(например, кукла потерялась или куклу хочет увезти на машине чужой дядя). Длядетей постарше - разыгрывание соответствующих сценок, рассказы о детях, которыеправильно повели себя в опасной ситуации. 

 Оченьхороший пример тренинга по безопасности - сказка «Красная шапочка». Ведь онанарушила все возможные правила.

Будьте примером для своихдетей. Демонстрируйте правильное поведение в общении снезнакомцами. Если вы , прежде, чем открыть дверь не заглядываете в глазок,вряд ли это будет делать ваш ребенок.

Проявляйте участиек чужим детям. Если вы стали свидетелем опасной ситуации, в которую попал тотили иной ребенок, не будьте безучастными. Если есть возможностьвмешаться-действуйте! Если нет такой возможности, запомните приметы, номермашины и немедленно сообщите в полицию. Сегодня вы помогли чужомуребенку-завтра кто-то поможет вашему.

   Ребёноксамостоятельно ходит один по улице, играет во дворе, необходимо обучить      его нескольким правилам безопасногообщения с незнакомцами.

1.     Оставаться всё время рядом с друзьями,людьми.

2.     Немедленно отойти от края тротуара, еслирядом тормозила машина или если она медленно едет следом. Что бы не говорилводитель, нужно держаться от машины подальше.

3.     Уйти подальше от незнакомца, которыйподозрительно смотрит или        хочет приблизиться. Нужнобыть готовым позвать на помощь.

4.     Не садиться в машину к незнакомомучеловеку, если он приглашает покататься.

5.  Никуда не ходить с незнакомымвзрослым (если он

обещает подарить    игрушку, конфету или показатьчто - то

интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он

действует по их просьбе)

6.                Если незнакомый взрослый хватает за руку,берёт  на руки,

затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое –либо

строение, надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая

вниманиеокружающих: « На помощь, помогите, чужой человек!»  

   Не входить в подъезд одному, без родителейили  знакомых взрослых.



3 декабря 2022 в 12:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.