Бортникова Светлана Ивановна, воспитатель

консультации для педагогов

Игры, которые лечат

Трудно поспорить с тем, что в основе, всестороннего развития человека лежит здоровье. Есть здоровье, человек жизнерадостен, хватает сил на саморазвитие, успешную жизнь, а нет здоровья, так и остается на месте, теряя то, что у него было. Именно для успешного будущего наших детей, следует заложить основы здоровья, сформулировать правильное представление о здоровом образе жизни.

Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: «Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение»

Ограничение движения влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. В результате этого могут развиваться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно - мышечный аппарата, слабее работают сердечно - сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организма в целом, что ведет к более частым заболеваниям.

 Многие выдающийся люди (например, В. Дикуль, И. Поддубный) смогли вернуть себе здоровье, когда таблетки и уколы уже не помогали. Только правильно организованная двигательная активность помогла организму справиться с недугом. Они смогли сформировать у себя правильные навыки движения, дыхания благодаря многократным упражнениям.

 Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие - либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. И здесь на помощь приходит ИГРА.

Есть такая притча:

«Я пытался достичь сердца ребенка словами, они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него.

«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я.

Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»

Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, еще не познанного ребенком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается тишина и на тебя устремляют взгляд пытливые, любознательные глаза.

Психика ребенка устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие - либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится.

Именно радость и эмоциональный подъем соответствуют потребностям растущего организма в движении. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. 

Непременной составляющей частью большинства игр являются игрушки – предметы, на которые направлена деятельность играющего, выполняющие различные функции. Например:

· игры с водой, песком, глиной, тестом, пластилином «снимают» с ребенка замкнутость, застенчивость.

· пистолеты, наручники, резиновый нож, солдатики, агрессивные животные, военные игрушки  - интерпретация отрицательных эмоций,

тревоги, проживание и преодоление проблемы.

· мягкие игрушки, с которыми ребенок спит, играет выполняют защитную функцию. Одеяло, которое он сосет, мнет или скручивает– помогает пережить моменты одиночества и неуверенность – это утешает, успокаивает.

· Домик под столом, угол, дом стенка – это индивидуальное пространство, принадлежащее только ему. Выход ребенка из убежища может быть похож на второе рождение.

· Настольные игры удовлетворяют потребность в азарте, соревновательности, развивают целеустремленность.

 Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие.

Так давайте играть с детьми! В интересные, яркие, образные, познавательные, оздоравливающие и развивающие игры.


«Вовлечение родителей в жизнь группы, как средство создания дополнительных возможностей для всех участников образовательного процесса, позволяющих реализовать индивидуальный подход»

 Содержание взаимодействия детского сада с родителями при всей своей специфичности постоянно меняется под влиянием социокультурных и мировоззренческих трансформаций в обществе. Поэтому ориентироваться необходимо, прежде всего, на субъект-субъектное межличностное общение педагога и родителя в процессе взаимодействия, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи в педагогическом просвещении и консультировании.

Как показывают результаты многочисленных исследований, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс является одной из самых результативных форм взаимодействия детского сада с семьей воспитанников, а также одним из наиболее эффективных методов повышения их психолого-педагогической культуры. В процессе такой работы родители знакомятся со спецификой воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, видят воспитательно-образовательную деятельность как бы «изнутри», становясь при этом активными участниками педагогического процесса. При этом участие родителей возможно практически во всех направлениях деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Можно выделить пять уровней участия семей в жизни ДОУ:

1. оказание разовой помощи;

2. участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях;

3. участие в качестве постоянных добровольных помощников;

4. участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает;

5. участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.

Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.

Задачи работы педагога по взаимодействию с родителями:

· установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

· объединить усилия для развития и воспитания детей;

· создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимоподдержки;

· активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

· поддерживать их уверенность в собственных педагогических
возможностях;

· включать семьи в образовательный процесс с учетом социальных  запросов  родителей;

· создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки;

· разнообразить совместную деятельность и общение; 

Принципы взаимодействия  с родителями:

  Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

  Индивидуальный подход.

  Сотрудничество, а не наставничество.

  Серьёзность  подготовки.

  Динамичность.

 

Привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход.

Связи между семьёй и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ.

Вниманию педагогов предлагается "Алгоритм взаимодействия с семьей" (С. В. Глебова "Детский сад - семья: аспекты взаимодействия").

 

Алгоритм взаимодействия с семьей

1-я стадия

Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2-я стадия

Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

З-я стадия

Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

4-я стадия

Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5-я стадия

Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.

6-я стадия

Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

 

Формы работы:

• Традиционные

• родительские собрания

• консультации

• семинары

• анкетирование

• дни открытых дверей

• утренники

• оформление информационных стендов, буклетов

• Нетрадиционные

•  семейные проекты

•  участие родителей в творческих конкурсах,

• в массовых мероприятиях детского сада

• выставках родительских работ по изодеятельности

• организация работы родительского комитета детского сада

• презентация детского сада

• информация о детском саде на сайте в интернете.

• портфолио группы

Таким образом, вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс касается практически всех направлений деятельности детского сада, и это замечательно. Ведь в таком случае в лице родителей мы находим союзников, равноправных партнеров и коллег, с которыми нас, сотрудников детского сада, сплачивает единое понимание цели воспитания ребенка дошкольного возраста.


ТЕХНОЛОГИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Свое название технология получила от греч. эвристика - отыскиваю, открываю.

Эвристическое обучение – вопросно-ответная форма обучения, при которой воспитатель не сообщает воспитанникам готовых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам.

При эвристическом обучении воспитатель не знает заранее, к какому решению поставленной задачи придут дети. Используя данную технологию, перед ребятами ставятся задачи, не имеющие однозначного решения и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата. То есть дети не получают готового набора знаний, который им необходимо запомнить, а достигают его самостоятельно путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы.

Мастером ведения беседы в эвристической форме был философ Сократ. 

Каждый вопрос, поставленный педагогом перед детьми, должен вызывать соответствующий вопрос в сознании детей, побуждать их к активной продуктивной мыслительной деятельности, сообразительности. Вопросы типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом ещё можно решить эту проблему? Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? Где об этом мы можем узнать? являются эвристическими, они не столько создают затруднения, сколько приводят к творческому поиску. Эвристические вопросы помогают воспроизвести по памяти известную детям информацию, в зависимости от формулировки вопроса позволяют увидеть проблему как бы с новой точки зрения.

Первая серия вопросов должна быть направлена на то, чтобы выяснить целевую установку темы, как проблемы, требующей решения.

Кто, где, когда, что? В чем суть? Какова главная идея?

Вторая серия вопросов должна быть направлена на решение поставленной проблемы.

Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?

Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.

Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте. Объясните

Четвертая серия вопросов приводит к формулировке вывода самими детьми.

Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?

Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.

Как и где использовать? Что еще может интересовать?

Эти вопросы стимулируют творческое мышление, в результате которого дети открывают, приобретают новые знания. А эти новые знания развивают умения, навыки и творческие способности детей.

Какие эвристические приёмы можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста? Задания могут быть самыми разнообразными, например:

«внедрение» в хорошо известную сказку другого сказочного персонажа и помочь ему выйти из различных ситуаций в данном произведении;

- придумывание счастливого продолжения к печальной сказке (на примере сказки «Колобок»);

- перемещение в сказку современных предметов (телефон, экскаватор и т. д.) и получение новой сказки или её изменение («сказка на новый лад»);

- придумывание загадок, небылиц;

- продолжение предложений;

- придумывание новых слов; фигур; цифр; животных; планет (а потом их зарисовать или изобразить) и т. д.

Задания могут быть различными – это и придумывание нового, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект; рассматривание предмета с необычной стороны; составление рассказа, придумывание сказки о рассматриваемом объекте; использование найденных определений на речевых занятиях. На занятиях с продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация) - использование творческих заданий. Главное, в использовании эвристического обучения – это активизация творческого воображения и креативного мышления детей.

Ценность использования технологии эвристического обучения в работе заключается в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, педагог лишь подводит их к правильному решению. Таким образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей позиции, своего миропонимания.


3 декабря 2022 в 18:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.